Государственная программа Российской Федерации
"Доступная среда"

Цель Программы:
- создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи Программы:
- обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
- обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Дорожная карта:
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ:
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 - Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 - Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599 - Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СОШ №22 (2023-2024 учебный год):

Параллель
классов
Дети с ОВЗ
(человек)
Дети-инвалиды
(человек)
Дети-инвалиды,
ОВЗ
(человек)
Всего
(человек)
1 классы 9 2 0 11
2 классы 6 3 0 9
3 классы 9 0 1 10
4 классы 4 1 0 5
5 классы 1 1 0 2
6 классы 8 3 1 12
7 классы 9 1 0 10
8 классы 9 1 0 10
9 классы 6 1 0 7
10 классы 0 1 0 1
11 классы 0 0 0 0
Итого: 61 14 2 77

О специально оборудованных учебных кабинетах
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
- по индивидуальному учебному плану;
- при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Также имеются кабинеты специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог), сенсорная комната.

Оборудование сенсорной комнаты
1.    Релаксационные мягкие кресла – мешки.
Световой стол для рисования песком (с цветной подсветкой)   
2.    Интерактивный пол – это напольная проекция, которая реагирует на движения людей. Попадая в зону проекции, человек своими действиями заставляет картинку «оживать». Комплекс состоит из компьютера, проектора, датчиков движения, камеры и программного обеспечения.
3.    Мягкие  геометрические модули, которые являются незаменимыми тренажёрами для развития логики, пространственного мышления, навыков конструирования и творческих способностей.
4.    Массажная дорожка  - отличная профилактика плоскостопия, укрепление мышц, развитие ловкости и создание дополнительной стимуляции нервных окончаний.
5.    Сухой бассейн с шариками оказывает многостороннее влияние на организм ребенка –  оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психоэмоциональный фон.
6.    Также сенсорная комната оснащена дидактическими и методическими материалами для работы педагога – психолога и учителя - дефектолога с детьми с особыми возможностями здоровья. Это нейропсихологическая скакалка, наборы межполушарных досок, мозаики, лабиринты, доски Сегена, развивающие кубики, тактильные и сенсорные коробочки.

Оборудование кабинета логопеда
1.    Интерактивный логопедический стол с сенсорной поверхностью, FM  - системой и двумя микрофонами.
2.    Лицензионные интерактивные  программы для коррекции и развития речи: «Игры для Тигры», «Логомер».
3.    Индивидуальные логопедические зеркала.
4.    Большое зеркало для индивидуальной работы.
5.    Магнитная доска с набором цифр и букв.
6.    Настенные часы.
7.    Кушетка для индивидуальной работы, постановки звуков у обучающихся.
8.    Столы и стулья для индивидуальных и подгрупповых занятий.
9.    Методическая литература.
10.    Дидактический материал: карточки с буквами, кассы букв и цифр, диагностические альбомы, материал для постановки и активизации звуков речи, набор суджок – терапии.

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
• Электронные образовательные ресурсы;
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели  демонстрационные);
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
• Тренажеры и спортивное оборудование.

В МАОУ СОШ №22 имеются:
• спортивные залы, оснащенные спортивным оборудованием;
• актовый зал;
• медицинский кабинет;
• столовая на 200 мест;
• компьютерные классы;
• школьная библиотека;
• кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и социального педагога, а также сенсорная комната.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
• словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
• визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
• средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
• учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
• технические средства обучения.

В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание школы предусмотрены пандус и кнопка вызова персонала. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

О специальных условиях питания
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 6 дней в неделю.
Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ (2-х разовое).
В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь в перемещении ребенка-инвалида до помещения приема пищи при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник.

О специальных условиях охраны здоровья
Организация охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется специалистами ГАУЗ СО «Серовская городская больница». Медицинский кабинет школы оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с Приложением № 3 приказа Минздрава от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О доступе к ИС и ИТ сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ СОШ №22 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы оснащена: 
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе  действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечиваются доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Электронные ресурсы:
Электронный дневник

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения (СТСО) коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МАОУ СОШ №22 нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.